4 причины, почему не работает освещение

8 (800) 555-41-44

Неисправность оборудования — это головная боль для бизнеса. Освещение здесь не является исключением. Представьте, что в ювелирном магазине вдруг перестала работать целая секция светильников над витринами с товаром. Клиенты приходят, но не могут насладиться эффектным переливанием красивых драгоценностей на свету. Для бизнеса это — прямые потери, потому что вряд ли покупатель купит то, что не видит.

Другой пример — на фасаде бизнес-центра сгорел светильник. Кажется, что ничего страшного нет. Но смотрится освещение некрасиво, как будто недвижимость никто не обслуживает. У прохожих не возникает доверия, из-за чего посещаемость бизнес-центра падает.
Спойлер: если вы не разбираетесь в электрике и никогда не держали в руках мультиметр, то лучший совет — не пытайтесь ничего выяснить сами! Вызовите специалистов, которые проведут диагностику, установят причину и произведут ремонтные работы.
Мы много лет занимаемся обслуживанием и ремонтом освещения, и за это время накопили большой опыт. Расскажем основные причины, почему может не работать светильник и как нужно действовать в каждом случае.
Слева — перегоревший козырёк на магазине PRADA, справа — на магазине GUCCI
Освещение — это система, которая состоит из нескольких компонентов:
  • сам светильник, который является источником света;
  • кабель, через который на светильник приходит питание или управляющий сигнал о включении;
  • распределительный щит, в котором есть устройства безопасности, такие как автоматы и УЗО;
  • контроллер, который выдает управляет освещением по заданному алгоритму. Проще говоря, система управления, если она есть.

Давайте посмотрим 4 главных проблемы, из-за которых может не работать освещение и как их диагностировать.

В ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОБЛЕМА

Одна из самых частых проблем. Если какой-то автомат в распределительном щите выключен (переключатель смотрит вниз), то на ваш светильник просто не поступает питание — цепь разорвана. Вы пробуете включить его, но все равно автомат «вышибает автомат». В этом случае может быть две проблемы: либо во внешней цепи есть короткое замыкание и автомат надежно защищает оборудование, либо автомат просто неисправен.

«Вышибает» автомат

01
Проще всего сначала проверить неисправность автомата. Для этого:
  • полностью отключите питание от распределительного шкафа;
  • найдите соседний автомат с таким же номиналом по амперам — обычно в щите несколько одинаковых автоматов;
  • перекиньте провода от подозрительного автомата на соседний;
  • подайте питание заново.

Если подозрительный автомат держит новую нагрузку — дело точно не в нем. Переходим к шагу 2.

Шаг 1. Проверьте автомат

Автоматические выключатели внутри щита
В идеале для этого нужен мегаомметр: специальный прибор для проверки изоляции. Он посылает высоковольтный разряд на кабель и измеряет сопротивление между проводами. Например, в нормальном состоянии сопротивление между фазным и нулевым проводом должно составлять мегаомы. Если же оно близко к нулю — у вас короткое замыкание, поэтому автомат и отключается.

Однако не всегда у вас под рукой может быть специфичное оборудование. Поэтому рекомендуем обратиться к профессиональной электромонтажной организации: они либо сами проверят проводку, либо предоставят мегаомметр в аренду (конечно, если умеете им пользоваться).

Шаг 2. Проверьте кабель

Обычно срок жизни кабеля очень большой. Поэтому если ваше здание построено менее 30 лет назад, то вряд ли проблема в проводке. Рекомендуем вспомнить: проводились ли вблизи объекта недавно какие-то работы или нет? Например, строители где-то сверлили стену и повредили проводку, никому об этом не сказав.

Это поможет специалистам локализовать участок, где может крыться проблема. И не придется обследовать сотни метров кабеля в поисках «иголки в стоге сена».
Если проблема в кабеле обнаружена, то самое правильное — заменить всю линию. Но часто кабель проложен за фасадом или под штукатуркой, и поэтому сделать это очень сложно. Тогда старую проводку отключают и оставляют, а рядом прокладывают новую.

Конечно, можно заменить небольшой поврежденный участок, припаяв новый кусок кабеля и все заизолировав. Однако важно помнить, что любое соединение — это «слабое» место системы освещения. Чем больше таких участков, тем в целом система менее надежна.

Однако не всегда у вас под рукой может быть специфичное оборудование. Поэтому рекомендуем обратиться к профессиональной электромонтажной организации: они либо сами проверят проводку, либо предоставят мегаомметр в аренду (конечно, если умеете им пользоваться).
Если проводка в норме, то остается единственный вариант — светильник. Но часто бывает, что на одной линии подключено несколько светильников, а проблема в каком-то одном.

Чтобы найти его, используйте метод взвешивания: отключите половину светильников от питания и попробуйте включить автомат. Если короткого замыкания нет и светильники работают, то логично, что проблема в оставшейся части. Снова делите ее пополам, подключайте и экспериментируйте. Через несколько итераций вы найдете проблему.

После этого в первую очередь проверьте распаячную коробку — место соединения кабеля светильника с основной линией. Иногда проблема заключается в качестве соединения жил, что несложно устранить. В противном случае причина в том, что светодиодный светильник сгорел. Передавайте его на диагностику и ремонт.

Шаг 3. Проверьте светильник

Если в распределительном щите отключился не автомат, а устройство защитного отключения (УЗО), то это более сложный случай. Автомат срабатывает из-за того, что через него протекает большой ток (например, ток короткого замыкания). УЗО работает по-другому: оно сравнивает входящий и выходящий ток в линии. Если они различаются, значит где-то в цепи появилась утечка на землю. Причем не огромный ток короткого замыкания в сотни ампер, а буквально считанные миллиамперы.

«Вышибает» УЗО

02
Слева автомат, справа — УЗО
Дальше может начаться настоящая мистика: вы включаете УЗО, и все прекрасно работает, пока через часы, дни или даже недели снова не отключается.

Однако тут нет никакой загадки. Например, монтажник немного надрезал изоляцию кабеля при его зачистке, и случайно (или даже специально) не обратил на это внимание. В сухую погоду оголенные жилы ни с чем не контактируют, и все работает. Но когда идет дождь, повышается влажность воздуха, и жилы начинают контактировать с заземленными металлическими частями: кабель-каналом, трубой и так далее. УЗО определяет утечку тока и срабатывает. Когда погода нормализуется — проблемы опять нет.
Многие решают проблему с «вышибанием» УЗО, просто заменив его на автомат. А разбираться с неисправностью в цепи никто не хочет — это слишком долго и сложно.

Однако это противоречит нормам безопасности, и мы настоятельно не рекомендуем так делать — вы подвергаете жизни людей, эксплуатирующих оборудование, опасности! Например, если где-то кабель коротит на корпус, то через человека при прикосновении потечет ток. Смертельным считается ток до 100 мА — автомат в этом случае не сработает.
Чтобы протестировать работу УЗО, самое правильное — это заменить его на аналогичный. И только если замена не помогает, то нужно разбираться в проблеме и вызывать специалистов. Они исследуют каждый светильник и участок проводки, пока не найдут неисправность.
Представим, что сразу несколько светильников не работают. Ситуация и правда странная, ведь не могли сразу несколько светильников оказаться браком? Да еще и все были подключены на одну линию.

Не работает линия светильников

03
Описание
По нашему опыту, такая проблема возникает из-за неправильного подключения. Когда при монтаже освещения перепутали провода и подали на группу светильников не 220 В, а 380 В. Это приводит к тому, что они мгновенно выходят из строя.
Если сомневаетесь в квалификации ваших монтажников, лучше приобрести более дорогостоящие светильники, в которые встроена защита от перенапряжения 380 В. Например, наши линейные прожекторы АС-40 обладают такой защитой.

Еще дополнительно мы рекомендуем закладывать стабилизаторы напряжения и сетевые фильтры. Проще всего это сделать еще на этапе проектирования системы освещения, чем потом думать, как все переподключить и где расположить.
Например, такое может произойти, когда на подводящей ЛЭП произошла авария, и электромонтажникам обслуживающей компании пришлось переподключать другую линию. Перепутали провода, и все оборудование выходит из строя: не только светильники, но и телевизоры, компьютеры и так далее. Ровно перед тем, как у вас отключали свет.

Другая ситуация: в соседнем помещении идет ремонт, и кто-то из строителей включил в бытовую розетку сварочный аппарат. По линии может прийти высоковольтная помеха, которая выведет блоки питания из строя.
Дальше сгоревшие светодиодные светильники нужно передать производителю или специализированной организации на диагностику. На основании этого можно будет определить причину неисправности и восстановить работоспособность оборудования.
Допустим, вы последовательно проверили каждый компонент системы:
  • УЗО или автомат не отключается,
  • с кабелем нет проблем,
  • на столе светильник работает исправно.

В этом случае попробуйте диагностировать систему управления. Она состоит из трех частей: головного устройства (контроллера), среды передачи (провод или радиоканал), а также принимающего устройства — декодера (внешнего или внутреннего). Нужно проверить каждую часть последовательно, как и в предыдущих случаях.

Нет сигнала от системы управления

04
Программа управления зашита в головном устройстве. Если она почему-то не исполняется, то это нужно определить. Сначала найдите головное устройство в щите управления. Обычно его легко отличить по наличию портов интерфейса — это может быть RJ45 (Ethernet), витая пара, USB и так далее. Еще у них часто есть кнопки для программирования, дисплей или светодиоды для индикации работы программы.

Шаг 1. Проверьте контроллер

После этого нужно по его маркировке найти техническую документацию и посмотреть, есть ли у него возможность сделать hard reset. Однако это может стереть программу, поэтому рекомендуем предварительно ее сохранить.

Если это невозможно или не помогает, то мы рекомендуем действовать так:
  • найти порт, который отвечает за передачу сигнала на декодер. Если речь идет о проводном подключении, то это относительно легко;
  • подключите провод на соседний, работающий порт. По аналогии с тем, как мы диагностировали проблему с автоматами.

Если освещение заработало, то проблема точно в порте — нужно менять контроллер.
Контроллер управления освещением по DALI от Helvar
Чтобы исключить проблему в самом сигнале, проще всего сначала проверить передающий кабель. Для этого возьмите специальное устройство Network Cable Tester, которое используют для проверки ethernet соединений. Как правило они есть у системных администраторов.

Шаг 2. Проверьте канал передачи

Если же с кабелем нет проблем, то рекомендуем демонтировать контроллер и декодер вместе со светильником. Затем все собрать отдельно на столе и подключить коротким кабелем — например, патчкордом. Если в этом случае связь пойдет и светильник заработает, то проблема может быть в наводках. Например, если рядом с кабелем проложен силовой кабель, который создает сильное магнитное поле и мешает передачи сигнала.

В этом случае кабель с управляющим сигналом нужно проложить отдельно.
Пример Network Cable Tester
Если проблема не в передающем устройстве или среде передачи, то остается последний вариант — принимающее устройство. Декодеры бывают внешними и внутренними. Внешний располагается в непосредственной близости от светильника, в радиусе не более 1 метра. А внутренний встроен прямо в блок питания на плате управления — к нему подключается отдельный провод (обычно красно-черного цветов), который заводится в корпус светильника.

Шаг 3. Проверьте декодер

В отличии от контроллера, декодер не содержит внутри программы. Поэтому его можно без проблем заменить на такой же или аналогичный. Для внешнего декодера ориентируйтесь на тип сигнала: самые распространенные варианты это DALI, ШИМ, 1…10 В или Push.

В случае встроенного декодера обычно нужно менять весь блок питания. Для этого нужно учитывать еще его габариты, ток стабилизации для питания светодиодов и так далее. Чтобы не ошибиться, проще всего будет найти точно такой же.
Компактный блок питания с управлением по DALI от TCI

Можно ли делать техническое обслуживание самому

В противном случае лучше не заниматься «самолечением» освещения, а довериться профессионалам. Мы занимаемся ремонтом и обслуживанием освещения уже 8 лет. Обращайтесь, и мы возьмем на себя все работы: проведем диагностику, выполним демонтаж неисправного оборудования, отремонтируем и смонтируем обратно в удобное вам время.
Мы рекомендуем разбираться в неисправности, только если вы обладаете необходимыми знаниями, оборудованием и квалификацией. А еще важно понимать, что при электротехнических работах самое главное — это безопасность.

Давайте обсудим ваш проект

Заполните форму ниже и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Наш офис в Москве
Звоните:
8 (800) 555 41 44

Пишите:
info@abclight.ru

Приходите:
115193, г. Москва, ул. 7-ая Кожуховская, д. 14/1
Контакты
  • 8 (800) 555 41 44
  • info@abclight.ru
  • 115193, г. Москва, ул. 7-ая Кожуховская, д.14/1