Новости светодизайна

Дизайн освещения поможет детям с особыми потребностями

Новости
Управляемые системы освещения установили в канадской школе, чтобы помочь в процессе обучения детей с особыми ментальными и сенсорными потребностями.
При проектировании зданий, особенно тех, которые ориентированы на учеников с особыми потребностями, необходимо учитывать сенсорные проблемы учеников и влияние окружающей среды на их поведение и обучение. Когда-то, чтобы помочь своим детям с задержкой развития, Менахем и Девора Лейфер основали Центр развития Дональда Бермана Ялдея в Буабрианде (Квебек, Канада) в своем доме. Тогда в центре было всего трое детей и три сотрудника. С тех пор школа расширилась, открылось множество ее филиалов, в каждом из них — сотни учащихся.
Один из таких филиалов — трехэтажное здание 1960-х годов постройки, приобретенное школой для открытия одного из филиалов, требовало масштабного ремонта. Для выполнения этого проекта, рассчитанного на несколько сотен учеников, исполнительный совет школы выбрал компанию Stendel + Reich Architecture Inc.

Планирование образовательной среды

Общая цель проекта – создать пространство, которое уменьшит беспокойство детей и улучшит их настроение. Чтобы помочь достичь этой цели, Клифф Стендель, заместитель директора фирмы Stendel + Reich, изучил особенности различных видов инвалидности, с которыми имеет дело Центр Ялдея. Стендель также опирался на свой предыдущий опыт проектирования учреждений для людей, страдающих болезнью Альцгеймера, чтобы учесть уникальные особенности когнитивного поведения. Например, когда пациенты с болезнью Альцгеймера доходят до конца коридора, они все еще хотят идти прямо и не понимают, что нужно повернуть. Это касается и многих студентов Ялдея. Стендель создал овальные коридоры, чтобы учащиеся могли легко ориентироваться в поворотах и не заблудиться.
Соотношение цветов - еще одна ключевая часть дизайна здания. Хотя многие студенты Ялдея не умеют читать, они способны определять цвета. Например, синяя напольная плитка соотносится с синей дверью классной комнаты, а также с подвесными синими акустическими потолочными панелями.
Понаблюдав за учениками в терапевтических кабинетах, Стендель понял, что многие из них легко отвлекаются. Чтобы решить эту проблему, в классных комнатах больше нет прямых окон на улицу, вместо этого они имеют стеклянную стену, выходящую в коридор, а окна на противоположной стороне коридора пропускают естественный свет. Поскольку дети не видят улицу напрямую через окно, они менее подвержены отвлекающим факторам.

Правильное освещение

План освещения Стенделя должен был учитывать различные особые потребности и проблемы развития, не создавая конфликта между ними. Например, ему нужно было продумать, подойдет ли проект для детей, которые малочувствительны к раздражителям, и одновременно учесть потребности гиперчувствительных учеников. Освещение должно было предотвращать негативное воздействие яркого света на тех, кто чувствителен к нему, но в то же время обеспечивать достаточную освещенность для детей, которым требуется больше света. Поэтому необходимо было подобрать светильники с меньшим количеством бликов и хорошим контролем яркости и интенсивности света.
Монреальская компания Axis Lighting предложила Центру Ялдея использовать в проекте осветительное оборудование своего производства. Компания давно в контакте с центром Ялдея и решила помочь ему.
«Axis имеет долгую историю филантропических инициатив, и для нас большая честь помочь школе Ялдея. По-настоящему трогательно знать, какое огромное влияние оказывает эта школа на детей с особыми потребностями и их семьи», — сказал генеральный директор Axis Lighting Говард Яфе.
В классах было решено избегать использования распространенных люминесцентных или светодиодных светильников, поэтому выбраны тонкие LED-ленты различного дизайна. Это сделано для того, чтобы гиперчувствительные дети, которых может беспокоить свет, нашли их забавными и менее раздражающими.

Многообещающие результаты

Терапевты Ялдея отметили преимущества RGB-светильников, установленных в некоторых комнатах. Например, если дети отвлекаются, глядя на улицу, цвет освещения можно изменить, чтобы перенаправить внимание учеников.
«Учитывая цели дизайна, светильники Axis помогли создать хороший баланс между избыточным и недостаточным освещением помещений. Освещение также сыграло важную роль в поддержании веселой атмосферы для учеников», — говорит Стендель.
В центре считают, что последовательное использование в дизайне помещения согласованных между собой деталей, цветов и освещения помогает уменьшить беспокойство и возбуждение детей. Формы и углы освещения одинаковы во всем здании, что обеспечивает привычность и комфорт.
«Компания Axis очень чутко отнеслась к уникальным потребностям этого проекта, и мы чрезвычайно благодарны за их пожертвование и постоянную поддержку», — говорит Менахем Лейфер, генеральный директор компании Yaldei.