Новости светодизайна

Исследование: как светодиодное освещение регулирует пассажиропоток на вокзалах

С чего все началось
Чтобы регулировать пассажиропоток, на вокзалах используют информационно-указательные таблички. Однако количество пассажиров постоянно растет, из-за чего вывески все хуже справляются со своей задачей. Для примера простой случай:

Допустим, вы оказываетесь на незнакомом вокзале. Чтобы разобраться, куда идти, вы останавливаетесь или замедляете ход и читаете, что написано на табличках. Затем осматриваетесь и мысленно выстраиваете маршрут.

В это время сзади в вас врезается спешащий человек. Третий уходит немного в сторону, чтобы вас обойти, но натыкается на четвертого, который идет сбоку. Дальше все повторяется по цепочке с другими пассажирами, возникает толкучка и беспорядочное движение.

Беспорядочный пассажиропоток снижает эффективность и безопасность вокзалов, часто становится причиной опоздания на поезд.

Специалисты Ноттингемского университета и геопространственного института решили взяться за эту проблему.

Они изучили пассажиропоток вокзалов и пришли к выводу, что информационно-указательные таблички не справляются со своей задачей. Чтобы прочитать их, переварить полученную информацию и принять решение, требуется некоторое время. Вместо них нужно использовать другие сигналы, которые легко и быстро считываются.

Изучив исследования, посвященные влиянию света на поведение и настроение людей, специалисты решили, что световые сигналы — самая подходящая замена информационно-указательным таблицам.

Департамент транспорта Великобритании эту идею поддержал и выделил средства на ее реализацию. Транспортная компания FirstGroup предоставила вокзал Чиппенхэм для эксперимента. Инвестиционное агентство InnovateUK организовало конкурс, чтобы выбрать подрядчика. Его выиграла светотехническая компания DW Windsor.

Какую задачу стояла перед подрядчиками
Перед DW Windsor поставили такие задачи:
  • улучшить пассажирский опыт — чтобы люди сразу понимали, куда им двигаться, где находится выход или нужный поезд и т. д.;
  • повысить безопасность движения;
  • уменьшить время пребывания на платформе после прибытия и отбытия поездов.

Что сделали

Разработали светильники и датчики, которые соединяются друг с другом по беспроводной сети и управляются облачным программным обеспечением.

На платформе установили гобо-проекторы, которые подсвечивали места, где следует стоять, чтобы после остановки поезда не мешать выходящим и при этом оказаться рядом с дверью.

На перилах лестничных маршей установили мигающие светодиодные ленты, которые указывали направление и подходящую скорость движения. Сверху перед началом лестничных маршей поставили светильники, указывающие на то, что в этом месте находится лестница.


Как измеряли успешность эксперимента
Чтобы оценить успешность эксперимента, исследователи задавались такими вопросами:
  • Работает ли информационно-указательное освещение так, как задумано?
  • Реагируют ли люди на указания света: встают на положенное место, идут на лестнице по указанной стороне?
  • Способствует ли указательное освещение тому, чтобы люди на платформе не кучковались, а стояли равномерно по всему пространству? Чтобы посадка и высадка пассажиров проходила без толкотни?
  • Понимают ли люди, о чем сигнализирует свет?

Для ответов на эти вопросы использовались прямые и косвенные наблюдения исследователей, опрос пассажиров и данные Wi-Fi-сети вокзала.


Результат: эксперимент удался
По оценке специалистов, первые результаты эксперимента обнадеживают.

По наблюдениям, люди замечали информационно-указательные сигналы освещения, и часть следовала им: на платформе стояла на указанных местах, на лестнице переходила на другую сторону, если указатели на перилах шли в противоположном направлении.

Опросы показали, что пассажиры поняли назначение информационно-указательного освещения.

***

Этот эксперимент показывает, что люди готовы к изменениям, поэтому не следует бояться менять устоявшиеся вещи.

А прелесть информационно-указательного освещения еще и в том, что его можно использовать не только на вокзалах, но вообще в любых местах, где необходимо регулировать человеческий поток: на стадионах, концертах, в аэропортах и т. д.

Если вы готовы к таким экспериментам, обращайтесь к «Азбуке Света». Мы всегда поможем: и советом, и делом.