Новости светодизайна

Кинетический подсвет Красной Площади

Отсутствие современных технологий не мешало творцам из СССР придумывать прекрасные светодизайнерские проекты. Об одном из таких мы вам сегодня и расскажем.

В 1968 году Франсиско Инфа́нте-Ара́на — российский художник, фотограф, теоретик искусства — получил предложение «Моспроекта»: к 60-летию советской власти создать проект светового действа на фасадах и башнях Московского Кремля.

Вообще, для разработки светового оформления Москвы в «Моспроекте» была создана целая мастерская.

Практической реализацией освещения Кремля занималась рабочая группа, но автором идеи был молодой художник-кинетист, который работал над грандиозным макетом и сценарием.

Франциско Инфанте-Арана работает над макетом Московского Кремля для проекта кинетического освещения. 1968 год. Фото из архив Музея современного искусства «Гараж»


Иллюминация должна была меняться во времени. По определенному светоцветовому сценарию подсвечивались бы разные элементы архитектуры (мавзолей, башни, колокольни). Таким образом создавались прописанные по минутам различные образы, которые получались по мере изменения интенсивности света и его спектра.


Если бы проект реализовали, архитектура Красной площади могла бы заиграть совершенно новыми красками, что по задумке Инфанте сопровождалось музыкой. Это мог быть проект, пожалуй, первого в союзе светового шоу такого масштаба.




Графическая часть проекта. По вертикальной оси отмечены фрагменты Кремля и части фасада, на которые планировалось проецировать свет разного спектра и интенсивности. По горизонтальной — шкала времени самого действа.

Фото с выставки «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России». Новая Третьяковка, 2021



Реализации проекта помешало много причин, главная, пожалуй, в сложности проведения кабелей и системы управления, в новизне технологий. Да и вторжение в территорию самого Кремля согласовать крайне сложно. Помимо этого, случился конфликт между художником и руководством — Франсиско даже уничтожил собственный макет, восстановить который так и не удалось, как и защитить проект.

Такие проекты позволяют проследить связь света, цвета, звука и пространства. В них заложена идея и философия. Они были призваны создавать совершенно новые ощущения от среды, в которую попадает человек. Сейчас мы можем вдохновляться новаторством художников прошлого века и транслировать свои идеи уже с помощью программного обеспечения и возможностей современного светотехнического оборудования.

Обращайтесь в Азбуку Света, и мы поможем найти светоцветовое решение для вашего объекта: от концепции до реализации. К счастью, сейчас для демонстрации проекта нам не понадобиться делать макет и ломать его перед защитой. Зато технологии и наши знания помогут воспроизвести внешний вид модели освещения, светотехнические параметры света и видео-визуализации будущего проекта.