Так, подсветка масляными лампами главных улиц Москвы началась еще в 18 веке, но мы не можем отнести это к архитектурному освещению, оно только утилитарно. Поэтому стартом именно архитектурной подсветки зданий можно назвать год 1801 - Коронация Александра I. Освещение осуществлялось с помощью разноцветных стаканчиков с маслом, в которые опускался фитиль. Это было время первых ярких фейерверков и экспериментов с пиротехникой и новыми способами подсветки в темное время суток. Единственные визуальные материалы, которые дают представление о освещении до того, как появились фотографии - картины художников.
Ф.Я. Алексеев. Вид Ивановской площади. 1801
Г. Шварц. Иллюминация Воскресенских ворот и Кремля. 1856
Такие свидетельства позволяют нам назвать художественным архитектурным освещением даже эти примеры, до появления электричества. Хотя Доктор архитектуры, профессор МАРХИ Щепетков Н.К. в своих многочисленных статьях называет условным началом истории светодизайна в Москве появление первых электрических ламп (1880 год). И в 1883 году на коронации Александра III была впервые применена электрическая подсветка Кремля. В сложном процессе подведения кабелей и осуществлении задумки приняло участие общество «Сименс и Гальске» (будущая компания Siemens).
Алексей Боголюбов. Иллюминация Кремля. 1883
В общей сложности для иллюминации было заготовлено 300 000 фонарей, 3500 лампочек Эдисона и 8 электрических солнц. Освещались все кремлевские постройки, собор Василия Блаженного, Красная площадь, Александровский сад, Большой и Малый театры. Судя по историческим описаниям этого дня, светотехнические установки произвели колоссальный эффект и вызвали полный восторг у жителей столицы.
О.А. Гоффман Ю.Ю.Клевер. Москва. Кремль. Праздничная иллюминация. 1884
А вот и первые фотографии, демонстрирующие нам подсветку Кремля. Коронация Николая II в 1896 г. Работа все той же компании Siemens.
К началу 20 века были все технические основы для появления светодизайна как средства художественной выразительности вечерних улиц и архитектурных ансамблей. Уже тогда было очевидно, что свет вызывает у человека особые впечатления и с помощью правильно срежессированного освещения можно создавать невероятные инсталляции и формировать новую среду в городе.